Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Практика без практики

16.09.2017, 0:07      Новости Грозного

Каким должен быть подготовленный выпускник вуза? В идеале он должен быть готов с первого дня работы приступить к решению всех производственных задач, уже иметь некоторый опыт, владеть необходимыми навыками и умениями. Однако в реальности оказывается, что в лучшем случае он владеет лишь теоретическими знаниями, которые в большинстве безнадежно отстали и были актуальны лет 20 назад.

Как же так? Ведь студенты за годы обучения несколько раз проходят практику, которая длится месяцами. Ознакомительная, производственная, преддипломная. Во многих университетах практику проходят даже после первого курса. Но вот в чем загвоздка – студенты приходят в государственные органы, учреждения или частные фирмы, а там выясняется, что они особо никому и не нужны. 

Автор этих строк прекрасно помнит свою первую практику в одной из городских администраций. Меня направили в отдел экологии и ЖКХ. Через пять минут после знакомства с «коллегами» начальник отдела подозвал меня и сказал: «Ты вообще хочешь сюда ходить? Если нет, то приходи в конце месяца, я поставлю тебе все печати. Только характеристику на себя сам напиши». 

Мой юношеский запал не позволил мне согласиться с подобным предложением. Поблагодарив, я решительно отказался, поскольку хотел «получить опыт работы на госслужбе». Чем мне пришлось заниматься последующие три недели? Начал я, как и полагается, с того, что по просьбе руководителя навел порядок в многочисленных папках с бесконечными отчетами, протоколами и прочими жизненно важными бумагами.

– Давайте я вам как-нибудь помогу? Что я могу сделать? – наивно спросил ваш корреспондент. 

– Почитай пока должностные инструкции, – ответили мне. 

Это увлекательное чтение (а за инструкциями последовали положения об отделе, об администрации и пр.) заняло несколько дней. Потом меня переквалифицировали (повышение это было или понижение, так и не понял) в ответственного за телефон и факс. Да, тогда еще было много людей, которые пользовались факсом. Когда практика закончилась, я с грустью осознал, что за три недели не сделал ничего полезного. Моим товарищам по отделу были глубоко безразличны мои знания, идеи, предложения. Они видели во мне ненужную и бессмысленную фигуру. 

Как-то во время обеда мой 30-летний коллега поделился жизненной мудростью: «Я тоже в институте учил все эти теории – всех этих Тейлоров, Мэйо, Маслоу. К реальной работе все это не имеет никакого отношения. Здесь тебе нужны совсем другие знания и навыки».

С тех прошло много лет, но, по сути, ничего не изменилось. Практика в большинстве случаев превращается в пустую формальность. Причем студенты обычно с нетерпением ждут практики – занятий нет, ходить в условное министерство или иное учреждение можно пару раз в неделю, а если и придешь, то перетруждаться уж точно не придется. 

Студенты и студентки, как правило, предоставлены самим себе. Руководители практики от предприятия считают, что тратить время на молодежь нет смысла. Они вечно заняты и лишняя обуза им ни к чему. А что обычно делают с обузой? Пытаются от нее избавиться. Поэтому обычно начальники прямо говорят студентам, что при желании они могут больше и не приходить. 

Но если каким-то чудом один из десяти студентов все-таки изъявит желание поработать, то дальше перекладывания бумажек, звонков по телефону и помощи в оформлении отчетов дело не идет. 

Все опрошенные мною студенты и выпускники (более 15 человек) чеченских вузов рассказали, что их практика была совершенно бессмысленной. 

В результате складывается ситуация, при которой значение студенческих практик полностью девальвируется и стремится к нулю. Вместо того, чтобы давать будущим работникам необходимый опыт и знания, они лишь вызывают отторжение к профессии и желание заняться чем-нибудь другим после окончания вуза.

А ведь организации могли бы подыскивать себе перспективных и талантливых работников, заранее готовя их к предстоящей через год-два работе. А какой радостью для вузов должна быть новость о том, что их выпускники сразу же находят себе работу. Это же говорит о качестве подготовки в университете, повышает его престиж, заставляет еще большее число абитуриентов поступать к ним, в том числе на коммерческое отделение, пополняя вузовский бюджет. Но все эти многочисленные потенциальные преимущества просто игнорируются. 

На самом деле это очень серьезная проблема, которая требует быстрого решения. В этом деле необходимо навести порядок. Прежде всего, усилить контроль за прохождением практики. Вузы просто обязаны развивать сотрудничество с учреждениями и предприятиями, госорганами и компаниями, договариваясь, что они будут учить, готовить и помогать их студентам, а не выдавать им липовые бумажки, дневники и характеристики.

Зачеты по практике тоже должны измениться. Не просто краткий рассказ о том, что произошло в эти недели, а детальный отчет о проделанной работе.

Вузы, организации, студенты, государство и общество, т.е. буквально все должны быть максимально заинтересованы в том, чтобы практика приносила реальную пользу и вносила значительный вклад в подготовку будущего востребованного специалиста.

Сайхан ЮСУПОВ

«С+», №35

Источник: www.stolicaplus.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования